Принимая во внимание большую площадь ареала белого медведя, а также тот факт, что животные распределены здесь неравномерно и работы, связанные с их учетом, дороги, численность зверей можно определить лишь ориентировочно.
Современная численность. Попытки ее определения предпринимались неоднократно, однако давали приблизительные и весьма противоречивые результаты. П. Тови и Р. Скотт, первыми задавшиеся такой целью, использовав для этого данные авиаучетов зверей у побережья Аляски и экстраполировав их на весь ареал, охарактеризовали общие запасы вида примерно в 17 тыс. особей , однако, по мнению самих же авторов, эта цифра могла оказаться завышенной.
Пользуясь той же методикой, но опираясь на больший фактический материал, Р. Скотт с соавторами вскоре осуществили новые расчеты и получили сходные результаты. По их данным, в период 1956—1958 гг. среди примыкавших к Аляске льдов Чукотского моря и моря Бофорта на площади 83 км2 встречался в среднем один белый медведь. Экстраполируя эти цифры на площади, указанные авторы определили общую численность зверей, обитающих у Аляски, в 2500 особей, а общую мировую их численность близкой к 19 тыс. Поскольку общая площадь, охваченная учетами, относительно невелика, эти интересные в методическом отношении опыты, естественно, могли дать лишь ориентировочное представление о запасах вида.
Одним из путей определения общей численности белых медведей и ее динамики является использование данных советских ледовых авиаразведок, проводимых систематически на больших площадях от запада Баренцева моря до Берингова прол. по единым маршрутам и равномерно охватывающим эту часть Арктики. В частности, анализ весенних наблюдений авиаразведки в течение трех лет (1962, 1967, 1968) показывает, что плотность обитания белых медведей в Советской Арктике в апреле — мае в среднем составляла около одной особи на 700 км2 [80]. Если принять во внимание, что маршруты советских ледовых разведок проходят также по Центральной Арктике, где звери весной очень редки, то эти данные в общем оказываются сопоставимыми с данными ранее упомянутых авторов. Распространяя полученные показатели на общую площадь льдов в Советской Арктике (в 1967 г. — 5 710 464 км2 и в 1968 г. — 6 395 222 км2) и во всей Арктике (1 183 495 км2), мы получили (в качестве предварительного итога) цифры общей численности белых медведей: в Советской Арктике — 5,6—6,6 тыс., а в пределах всего ареала — 10,7— 13,6 тыс. особей. В любой большой библиотеки можно найти буклеты и листовки с более подробной информацией.
В марте — апреле 1987 г. авиаучеты белых медведей совместно с ледовой разведкой были повторены в восточных районах Советской Арктики — в морях Беринговом, Чукотском, Восточно-Сибирском и в восточной части моря Лаптевых. Общая протяженность учетных маршрутов на этот раз составила около 33 тыс. км, общая площадь учетной ленты (при ширине учетной полосы по 500 м с каждого борта) — около 33 тыс. км2 и общая площадь учетной акватории — около 1750 тыс. км2. На этой площади были отмечены 34 белых медведя (из них 5 самок, каждач из которых с годовалым медвежонком), а также 78 раз регистра ровались следы медведей. По расчетам, общая численность взрослых животных на учетной акватории составляла 1803
Статистическая ошибка оценки численности ± 23 %. Доверительные пределы оценки численности при уровне доверия 95 %/
Основными местами скоплений белых медведей весной 1987 г. были южная часть Чукотского моря и район о. Врангеля, где животные встречались среди однолетних и двухлетних льдов с обилием трещин, разводий и торосов. Следы их отмечались также в районах наиболее сильных подвижек льда, где обычны разводья и полыньи. Однако среди паковых льдов следов практически не было.
Авиаучеты белых медведей представляют наиболее перспективный путь оценки их численности на больших площадях, позволяют выявить особенности территориального размещения вида, характеристику его половой и возрастной структуры и интенсивность размножения. Такого рода работы планируется проводить в Советской Арктике (совместно с ледовой разведкой) и в будущем. В основу их методики положено выборочное рекогносцировочное обследование паковых и дрейфующих льдов в период ледовых разведок, выделение акваторий с повышенной численностью животных и проведение специальных выборочных авиаучетов в местах их концентрации. Площадь населения вида на выборках в дальнейшем экстраполируется на обследованную территорию, рассчитываются статистические ошибки. Имеется в виду, что такие авиаучеты будут осуществляться по стандартным схемам полетов при ледовых разведках, равномерно покрывающих как западные, так и восточные районы Советской Арктики. Их можно проводить в течение всей светлой части года (с февраля по ноябрь), но лучшее время для этого апрель — май, поскольку именно в этот период в Арктике складывается наиболее благоприятная для аэровизуальных наблюдений метеорологическая и ледовая обстановка при достаточной продолжительности дня. К этому времени основная часть самок с медвежатами уже покидают родовые берлоги и придерживаются области дрейфующих льдов.
Обновлено: 17/11/2010