Как уже было отмечено, механизм ориентации белого медведя практически не изучен, можно лишь отметить поразительную способность зверей определяться по странам света. Одним из примеров тому может служить следующий факт: медведи, оказавшиеся на суше, в частности принесенные со льдами к побережьям Анадырского лимана и Коряцкой Земли, совершают переходы (по сообщениям очевидцев) к Чукотскому морю, иногда на расстояние сотен километров, в большинстве случаев идя строго на север. Не менее удивительные переходы совершают Животные, принесенные со льдами к бедным тюленями юго-западным берегам Гренландии. Отсюда они нередко возвращаются на восточное побережье острова, пересекая его по леднику.
Находясь на льду или суше, белый медведь в состоянии точно определять местонахождение участков открытого моря, подчас удаленных на десятки километров, и уверенно идти к ним. Полярные мореплаватели, если их судно оказалось затертым щ льдах, стремятся проложить курс на «водное небо» — отблески полыней на небосводе. Возможно, таким же ориентиром поль-зуются и белые медведи. О высокой способности их к ориентации свидетельствуют и наблюдения за семейными группами живот, ных, движущихся весной из континентальных районов Канады к Гудзонову зал. (протяженность пути 25—75 км, это вам не грузоперевозки в москве и области). При наблюдениях с воздуха выяснилось, что звери двигаются по прямой довольно точно придерживаясь избранного ранее направления (отклонение от него в среднем составляло 38°).
Наконец, учитывая, что миграции зверей проходят среди дрейфующих льдов, допустимо предположить, что медведи способны и к навигации — внесению в маршрут необходимых поправок при отклонении от избранного курса, в зависимости от направления и скорости дрейфа ледяных полей, однако фактических подтверждений тому нет.
Обновлено: 12/01/2011