бели медвед (сербско-хорв.),
niedzwiedz bialy (польск.),
l’ours blanc (фр.),
orco bianco (итал.),
oso bianco (исп.);
области его распространения:
niedz-wiedz polarny (польск.),
l’ours polaire и l’ours de la mer glaciale (фр.),
orso polare (итал.),
polar bear (англ.),
биотопа — medved ledni (чеш.),
der Eisbär (нем.),
ijsbeer (гол.),
jsb^rn (сканд.)
Старое русское название его — ошкуй, или ушкуй, — до сих пор бытует среди поморов (преимущественно на севере европейской части СССР).
На языках местного коренного населения арктических областей белый медведь носит названия:
сира богто, улоддаде богго, серуорка,
яввы — на ненецком (север европейской части СССР и Западной Сибири);
урюнгэге и хурюнг-эге — на якутском;
нёбаты мамачан — на эвенкском;
пойнэнэ-хаха — на юкагирском;
умка и уумкы — на чукотском;
нанук, ньоннок и нанок — на эскимосском (северо-восток Сибири, север Северной Америки, Гренландия).
Знакомство человека с белым медведем имеет столь же длительную историю, как и само заселение человеком побережий и островов северных морей, на севере Европы оно, возможно, восходит уже к голоцену, а на севере Азии к палеолиту. К весьма отдаленным временам относятся также первые письменные источники, содержащие упоминание о белом медведе. Римлянам он стал известен, по-видимому, в 50-х гг. нашей эры. В японских рукописях о живых белых медведях и их шкурах впервые упоминалось в 650 г., а первые сведения об этих животных из Северной Европы (Скандинавия) относятся к 880 г. нашей эры. Позже живые звери, их шкуры стали довольно часто попадать к европейским правителям.
К XII в. восходит начало заселения русскими поморами побережий Белого и Баренцева морей. Несомненно, что уже в это время поморы охотились здесь на белых медведей; вместе со шкурами, а возможно, и с живыми медведями сведения о распространении и образе жизни животных приходили от поморов в Новгород, а затем и в Москву. О белом медведе рассказывает в своем «Путешествии» Марко Поло (XIII в.), а одно из первых изображений животных можно увидеть на карте Олауса Магнуса (1539 г.). Плавания, предпринятые в северные моря в эпоху великих географических открытий, доставили в страны Западной Европы новые сведения об этих зверях.
История изучения белого медведя восходит ко второй половине XVI в., к выделению его в самостоятельный вид и первым научным описаниям, осуществленным К. Фиппсом и П. С. Палласом.
Ряд важных сведений об этом звере содержится в общегеографических сочинениях и фаунистических сводках еще прошлых столетий, а также в первых сводных работах о нем.
В 1900—1930 гг. литература по белому медведю, помимо ряда общих и специальных сводок, пополнилась многочисленными исследованиями, характеризующими распространение и экологию вида в отдельных районах Арктики: на Шпицбергене, в советской ее части, на Аляске, в Арктической Канаде, Гренландии и др. Появились новые работы по систематике белого медведя, отдельным вопросам его экологии.
К более поздним относятся работы, подводящие итог наблюдениям за белым медведем в центральной части Северного Ледовитого океана, посвященные анализу современного распространения и экологических особенностей, а также изучению численности белого медведя в Советской Арктике , Арктической Канаде, на севере Аляски и Шпицбергене . Ряд работ был посвящен эволюции белого медведя, различным вопросам его морфологии, физиологии и экологии паразитологии, определению численности, хозяйственному значению и использованию. Были опубликованы работы и сводного характера — как по белому медведю, так и по фауне отдельных территорий.
Привлечению внимания к фауне Арктики, в частности к белому медведю, связанным с ним исследованиям и его охране, немало способствовала инициатива МСОП, обсуждавшего на своих Генеральных ассамблеях (IV — в 1954 г. и V — в 1956 г.) состояние изученности и проблемы охраны этого вида. Еще большее внимание к нему было привлечено первым Международным совещанием, состоявшемся в 1965 г., а также рабочими совещаниями Группы специалистов по этому виду, периодически проводимыми МСОП. В значительной мере следствием названных событий явились публикации, посвященные белому медведю, — материалы первого Международного совещания (Proc. of the First Intern. Scient. Meeting on the Polar Bear, 1966), материалы рабочих совещаний Группы специалистов по белому медведю МСОЩ, другие публикации Bears-their biology and management, a также некоторые специальные сборники «Белый медведь и его охрана в Советской Арктике». Несколько позже были опубликованы многочисленные статьи по различным вопросам экологии, биологии и охраны белого медведя, а также ряд монографических статей и монографий.
Наконец, в самые последние годы, когда миновала явная опасность истребления этих зверей, основное внимание исследователей стали привлекать, наряду с анализом распространения и численности популяционной структуры вида, вопросы о допустимой величине их популяций (т. е. организации рационального хозяйственного использования вида), а также теоретические аспекты сосуществования в Арктике человека и белого медведя, предотвращения нападений этого зверя на людей и урона от медведей человеческому имуществу. Можно предположить, что проблема строго нормированной, рациональной добычи белых медведей и проблема их взаимоотношений с людьми (учитывая рост численности и тех и других), станут в ближайшем будущем еще более актуальными, что разработка теоретических аспектов этих проблем привлечет к себе еще более пристальное внимание исследователей.
Обновлено: 31/05/2010