Интересные факты о жизни белого медведя.

Мир для белого медведя ограничен ледяными полями, и этим в первую очередь определяются особенности его поведения. Если судить по животным, содержащимся в неволе, то этот медведь по сравнению с бурым кажется менее сообразительным и не столь ловким; он хуже поддается дрессировке, более опасен и возбудим, в связи с чем на арене цирка увидеть его можно относительно редко. Правда, ему присуща некоторая «прямолинейность» в действиях, обусловленная довольно однообразным образом жизни, узкой пищевой специализацией, отсутствием врагов и конкурентов. Но достаточно даже недолгое время понаблюдать за этим зверем в естественной обстановке, чтобы убедиться в высоком уровне его психики, исключительной способности оценивать условия природной среды, в том числе качества льда, приспосабливаться к ним и в зависимости от них гибко менять тактику охоты, находить самые легкие и проходимые пути среди нагромождений торосов, уверенно передвигаться по молодым, неокрепшим ледяным полям или участкам льда, изобилующим трещинами и разводьями.

Поражает сила этого зверя. Он способен протащить и поднять вверх по склону тушу моржа массой свыше полутонны, одним ударом лапы убить крупного морского зайца, имеющего почти такую же, как у него, массу, и при необходимости легко пронести его в зубах значительное расстояние (километр и более).

Активность.

Все беременные самки белых медведей проводят зиму в подснежных убежищах, относительно одинаковых по устройству и расположенных, за редким исключением, на суше; всюду в Арктике они залегают в берлоги и выходят из них практически в одни и те же сроки. Физиологическое состояние зверей, находящихся в берлогах, сходно с таковым у бурых медведей, Т- е. это неглубокий сон или оцепенение с некоторым снижением температуры тела, частоты дыхания и пульса, но не спячка (как, например, у сурков, сусликов и др ). По-видимому, в начале зимы залегшие в берлоги медведицы более активны, чем в середине зимы, хотя весной в большинстве берлог можно видеть разной давности следы роющей деятельности самок.
Вопрос о зимней активности самцов, яловых самок и моло-дых особей недостаточно ясен. Очевидно, на значительной части ареала, особенно на юге Арктики, они активны круглый год за исключением периодов сильной пурги, от которой звери укрьь ваются среди торосов или прибрежных скал; находя здесь до. статочно глубокий слой снега, они даже выкапывают в нем неглубокие убежища. С окончанием пурги медведи покидают такие укрытия и продолжают кочевать, охотиться.
В высоких широтах Арктики, особенно в местах с суровым климатом, частыми и сильными ветрами, а возможно и там, где звери испытывают большие затруднения в корме, большинство их относительно регулярно ложится в берлоги. На северном побережье Гренландии проводят зиму в укрытиях 90 % всех зверей, в северной части Баффиновой Земли — 50 и на юге Гренландии — 30 %; в целом по ареалу в укрытиях зимуют 70—80 % всех медведей, причем старые самцы раньше ложатся в укрытия и раньше выходят из них .
В Канадской Арктике самцы белых медведей пользуются убежищами с начала августа до конца марта (наиболее часто в сентябре, октябре и январе); молодых, а также самок с годовалыми медвежатами здесь встречали в укрытиях с начала октября до начала апреля . Государство выделяет средства на постройки убежишь из ламинированной водостойкой фанеры, это значительно помогает животным.
На севере Таймырского полуострова (район мыса Челюскина) проводят в берлогах зиму все звери, однако продолжительность их пребывания там различна и зависит от пола, возраста и от того, беременна самка или она яловая . На самый короткий срок (по крайним датам 52 дня — с середины декабря до начала февраля) залегают в убежища на севере Таймыра молодые медведи; почти столько же находятся в них взрослые самцы. Самки с сеголетками проводят в берлогах 106 дней, яловые самки — 115—125 и беременные медведицы — 160—170 дней.

В литературе есть сведения о встречах в берлогах самцов белых медведей на Земле Франца-Иосифа , на востоке Таймыра , в Колымском крае и т. д., хотя всюду здесь зверей различных половых и возрастных категорий наблюдали и добывали вне берлог, а это значит, что они находились в активном состоянии в течение всей зимы. Берлоги таких зверей (очевидно, и убежища яловых самок, молодых медведей) часто располагаются на морском льду и по устройству (форме, размерам) более разнообразны, чем берлоги беременных медведиц. Очевидно также, что и сроки использования их относительно непостоянны.

Обновлено: 22/09/2020

Оставить комментарий: