Если у навахо, апачей, пуэбло и некоторых других народов, преимущественно на Юго-Западе страны и в тихоокеанских штатах, шаманство сохраняется в виде более или менее целостной системы религиозных воззрений и обрядов, то у других групп индейского населения США оно, утрачивая свою мировоззренческую основу, все больше сводится к знахарству. У оттава, например, остались лишь смутные воспоминания о древних религиозных поверьях, а от шаманства — только лечение травами. Но и знахарство постепенно уступает свои позиции научной медицине, удерживая монополию в исцелении лишь таких недугов, как «потеря души» или «пленение личного духа-покровителя». Этот _процесс, наблюдаемый, в частности, у скагитов штата Вашингтон, помо Калифорнии, папаго Аризоны, отражает общую тенденцию угасания традиционных форм индейского шаманства.
Данная тенденция проявляется даже у такого «шаманизированного» народа, как навахо, свидетельством чего служит забвение некоторых видов «псалмопении» и относительное сокращение числа «певцов» в связи с ослаблением интереса молодежи к их профессии. При этом общее число шаманов, знахарей и прочих «церемониалистов» остается довольно значительным — только в округах Кроупойнт, Чинли, Шипрок и Форт-Дифайанс, охватывающих часть резервации навахо, в 1979 г. их было зарегистрировано около тысячи человек. Однако в пропорциональном отношении их число в Навахоленде сокращается. Так, если в 30-е годы текущего столетия в области плато Каибето (штат Аризона) один «церемониалист» приходился на 30 человек местного навахского населения, то в 1990 г. — уже на 175 человек. Навахским «традиционалистам» даже приходится принимать ответные меры, чтобы не допустить дальнейшего развития этой тенденции: подготовка кадров теперь осуществляется централизованно, в специальной школе, создана Организация шаманов и знахарей навахо.
Наиболее распространенной формой коллективной религиозной практики коренного населения США являются ритуальные мистерии, связанные с почитанием природных сил и хозяйственными культами, хотя у таких народов, как делавары, оттава, сауки, у некоторых мелких групп калифорнийских аборигенов и др., традиционные религиозные обряды уже не выходят за рамки семейной жизни и сводятся в основном к похоронным церемониям» и поминовению предков. «Солнечная пляска», «змеиная пляска», «танец Орла», «медвежья пляска», «пляска с притоптыванием», «пляска сновидений», «танец бабочек» — перечень только основных из этих церемоний занял бы слишком много места. Все они имеют общинный характер, и их роль состоит в том, чтобы обеспечить нормальные взаимоотношения данного коллектива с природными силами и сплотить сам коллектив. Вторая из этих функций приобретает в современный период особенное значение — возрождение подобных обрядов у некоторых индейских народов, отмеченное исследователями в 60—90-е годы, вызвано реакцией индейских этносов на усиливающееся проникновение евроамериканской культуры и разложение коллективистских начал, на которых строится традиционный общественный уклад коренных американцев.
Обновлено: 20/06/2019